Людская природа такова, что как только появляется что-то ценное или качественное, почти сразу же возникают и подделки под такой объект. История фальшивых монет не сильно уступает истории монет настоящих. Учитывая это, стоит понимать, что даже среди очень древних монет вполне можно наткнуться на не настоящую.
Итак, стоит отличать между собой подделку и фальшивку. Первая изготавливается, например, для обмана коллекционеров. Вторую пускают в обращение, как платежное средство. Есть также и другие похожие виды – копии и новоделы.
На территории России массово фальшивые экземпляры циркулировали в 17в., они тогда назывались «воровскими деньгами». Именно такие объекты были обнаружены в одном из кладов города Пскова. Датировались они 1606-1608гг. и были созданы действительно мастерски, хотя и отличались от принятого для настоящих денег оформления – а именно изображением всадника и надписью на реверсе. Другим был и их вес. Предполагается, что эти деньги были в составе откупных, выплачиваемых купцами царю Василию Шуйскому за возможность чеканить собственные деньги.
Поскольку все фальшивки различны между собой, практически невозможно систематизировать общие для них всех отличительные черты.
Так, например, существовало несколько наиболее распространенных способов изготовления:
- - отливка под давлением – таким образом была изготовлена большая часть современных фальшивок. При этом используются литьевые формы – клише, имитирующие обе стороны оригинала, и в современных условиях позволяющие изготовить почти идеально соответствующий образец. Отличия, впрочем, все же есть – в точном весе изделия, всегда отличным от оригинала.
- - использование новых штемпелей (часто подделанных мастерами в соответствии с оригинальными образцами). В основном используется для наиболее редких и дорогостоящих монет, так как процесс изготовления не дешев. Современное оборудование позволяет делать фальшивки практически неотличимыми от оригинала.
- - использование старых штемпелей, в которые вносятся небольшие корректировки.
- - создание гальванопластических копий. Также весьма сложный метод, позволяющий получить довольно близкую оригиналу форму, однако все же гальванокопии часто отличаются по весу, отсутствию звона, несоответствию цвета покрытия и многим другим аспектам. Причем важно не перепутать такую фальшивку с бракованной монетой – последняя может иметь те же признаки, но при этом надрез показывает равномерное изменение цвета.
Используются также методы «исправления» или доработки отдельных элементов на обычных подлинных экземплярах (чтобы сделать их «редкими); трудоемкой ручной резьбы; метод подражающих монет; копий чеканки; государственной чеканки фальшивых монет с целью подорвать экономику соперничающей страны.
Современные подделки отличить практически нереально и более того – в нумизматике появился целый раздел коллекционирования фальшивок и подделок. Главные ориентиры для распознавания подделки или фальшивки заключены в трех пунктах: цвет, вес, звук (звон). Второстепенные признаки – блеск, внешний вид, габариты, штрих-проба. Лучший способ собственными силами обнаружить подлог – сравнить данные параметры у несомненного оригинала и у экземпляра, вызывающего подозрение.